Я обещал накидать книжных советов Берту и намереваюсь этим заняться, но вообще всем, кто советуемого мною не читал - отличные книги, господа.
Начнем с небольшой оды Нилу Гейману и его восхитительным взрослым сказкам, ну а следующими на очереди будут циклы Пратчетта.
Нил Гейман
Океан в конце дороги
Это последнее, что я прочитал у Геймана, и первое, что приходит на ум. Как дурак я не написал рецензию, да и описывать сюжет книжек Геймана - дело крайне неблагодарное, обычно получается что-то вроде: "жил был мальчик/девочка, встретил девочку/мальчика/что-то странное, и вокруг было много всякого волшебства". Вот и в данном случае - жил был мальчик, встретил девочку, а та взяла и показала ему океан в конце дороги, который выглядит как пруд, но это так, незначительные мелочи.
В этой книжке реальность очень плавно смешивается с фантазией, и читатель более рациональный будет думать, что большая часть произошедшего - детские игры, наложенные на взрослую реальность, а читатель более мечтательный - представлять себе, что если бы именно он жил рядом с такой соседкой, у которой на заднем дворе дома есть океан, а мама и бабушка умеют вырезать дурные воспоминания.
Я буду про каждую книжку Геймана писать, что она прекрасная, но эта - одна из особенно недетских в плане глубины (хотя у Геймана все сказки такие).
Когда я был помладше, мне безумно нравился фильм - он был забавный, в нем снимались интересные актеры, да и картинка выглядела отлично. Потом я случайно нашла в магазине книжку (я еще не знала, снят фильм был по ней или же, наоборот, она была написана по фильму, в то время делать так было очень модно) и открыла ее где-то на первых страницах - и там - ах! ох! - кажется, там было то ли упоминание женской груди, то ли секса, то ли всего и сразу. Скорее всего, дело было в моем нежном возрасте и убеждении, что я держу перед собой абсолютно детскую книжку (хотя есть вариант, что описания секса на русском языке, пусть даже без подробностей, меня все-таки немного коробят, на иностранном их воспринимать куда как проще).
В относительно недавнем прошлом я вновь добрался до этой книги, уже забыв о том моменте, который меня столь сильно смутил. Я уже на достаточном уровне знал английский и возжелал прочитать книжку в оригинале. И вот я вновь дошел до того самого момента, тут же вспомнил о том эпизоде в книжном - и жутко удивился, потому что теперь сцена казалась мне крайне изящной, написанной невычурным, легким и простым языком. Она не выглядела так, словно ее вставили, чтобы шокировать читателя. Она вообще не шокировала. Всё на своем месте. Всё - неотъемлемая часть интереснейшей истории.
Когда я дочитал книгу, я был поражен тем, насколько сильно она отличается от фильма, в котором вещи были излишне упрощенно поделены на черное, белое и, простите, голубое. Казалось бы - достаточно незначительные изменения концовки, которая по-прежнему является хорошей, и вот уже ощущения от книги - очень смешанные, сладко-горькие, словно не от сказки.
К этой книге у меня сохранилась рецензия, которая явно будет выглядеть более здраво, чем мое бормотание в стиле "читать, читать, волшебно, прекрасно". Вот кусок из моих восторгов:
"Эта книжка - не просто страшная история о чудовище, желавшем заполучить в свой мирок Коралину, заменив ее глаза на пуговицы, как может показаться из мультика, в котором для того, чтобы дополнительно привлечь зрителя, добавили и вполне себе цирковые номера соседей девочки, и ее нового друга, и даже сделали весь мультик в 3D. То есть - о чем речь, в мультик это добавило красочности и несомненной привлекательности, но выглядеть все сказочное действо стало совсем несерьезно. Это хорошая экранизация, красивая, милая, в ней неплохо передан сюжет книги - но не ее суть.
А вот именно книжка - история ребенка, учащегося понимать, что хорошо, а что плохо, что важно, а что - не очень. Коралина учится не просто любить своих родителей за то, что они родители; она учится немного понимать их, ценить их по-новому. Коралина понимает, как преодолевать свои страхи, узнает, как бороться с ними.
Конечно, Коралина - не просто среднестатистическая девочка, потому что обычные дети в таком возрасте редко доходят до умных и по-хорошему взрослых мыслей. Наверное, именно поэтому такие книги не просто интересны, они нужны. В конце книги Коралина высказывает, возможно, главную и наиболее важную мысль книги: "Я не хочу всего-всего, чего мне хочется. Никто не хочет. Не на самом деле. Что хорошего было бы, если бы я просто получала все, что только захочу? Просто так, безо всяких условий, и это ничего не значило бы. И что тогда?"."
Нил Гейман
Никогде (Задверье)
В рецензии к этой книге я нашла лишь восторги, так что вновь попробую рассказать о том, что читала относительно давно.
Вроде бы здесь нет ничего нового - простой парень, который волею случая узнает, что помимо хорошо знакомого ему Лондона есть еще и некое задверье, люди в котором живут крайне отличающейся от простых обывателей жизнью. Как жить в мире, который тебе незнаком? Да и надо ли, собственно, ввязываться в проблемы, которые тебя ни капли не касаются? Черт его знает. Но если все-таки ввязываться, то получается отменное приключение с детективными элементами, снами, связанными с тем, что ждет, и колоритнейшими злодеями, почти у каждого из которых очень особенные и порой даже вполне понятные мотивы.
Нил Гейман
Американские боги
Наверное, одна из самых известных и успешных для Геймана книг, по которой в скором будущем начнут снимать сериал. Здесь прекрасный сюжет, протянутый яркой ниточкой сквозь всю книгу, есть моменты внутри книги, которые сами по себе представляют потрясающие, почти законченные истории; я с удовольствием читала бы их даже вне целого произведения. На фоне всего этого изящного узора - столкновение старых богов Америки, привезенных сюда множеством переселенцев, и новых богов, рожденных этим веком.
Все это вместе - нечто невероятное, и перечитывать эту вещь лично я буду уже не в первый раз.